Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-yandex-metrika domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/fibru/lnk-atom.ru/wp-includes/functions.php on line 6114
Кластеры карбидов и боридов на широких границах зерен в литейных материалах – ООО "ЛНК Атом"

Кластеры карбидов и боридов на широких границах зерен в литейных материалах

К

Введение

В области материаловедения и металлургии изучение микроструктуры материалов является ключевым аспектом для определения их свойств и применения. Одним из таких интересных объектов исследования являются кластеры карбидов и боридов, которые могут формироваться в некоторых областях широких границ зерен литейных материалов.

Основное содержание

Кластеры карбидов и боридов возникают в результате процессов, происходящих в зонах, соответствующих бывшим междендритным пространствам в литейных материалах. Эти зоны характеризуются широкими границами зерен и специфическим расположением различных фаз и структурных компонентов.

Кластеры карбидов и боридов могут влиять на механические, коррозионные и другие свойства материала, а также на его способность к дальнейшей обработке и применению. В частности, наличие таких кластеров может увеличивать твердость материала, что делает его более устойчивым к износу, но снижает его пластичность и усталостную прочность.

Для анализа микроструктуры и идентификации кластеров карбидов и боридов используются различные методы, включая оптическую и электронную микроскопию. Увеличение в 400x позволяет увидеть мелкие детали структуры и определить состав кластеров.

Кластеры карбидов и боридов в некоторых областях широких границ зерен в зонах, соответствующих бывшим междендритным пространствам в литейном материале, увеличение 400x.

Влияние бора на структуру сплавов

Среднелегированный сплав ЭИ698 (ХН73МБТЮ) используется для изготовления массивных ковок дисков и других высоконагруженных деталей авиационных двигателей на протяжении более 40 лет. Их производят из кованых и прессованных стержней диаметром 160-220 мм.

Сплав ЭИ698 (ХН73МБТЮ) применяется: для изготовления деталей авиационной техники (лопаток газовых турбин, термообработанных и обточеных штамповок дисков, дефлекторов, лабиринтов и носков) с рабочей температурой до +750 °C; крепежных и других деталей, работающих при температуре до 750−800 °С.

Примечание: Жаропрочный сплав на никелевой основе.

Долгосрочный опыт испытаний и изготовления коммерческих ковок дисков и других деталей из сплава ЭИ698 показал, что основной трудностью в их производстве является отклонение краткосрочных свойств и/или долговременной прочности от значений, требуемых техническими условиями. Это характерно для отдельных ковок, изготовленных из металла одного раската. В то же время, в некоторых случаях все ковки, изготовленные из одного раската, соответствуют требованиям спецификации.

Было несколько случаев массового отказа ковок из отдельных раскатов сплава ЭИ698 с содержанием бора не более 0,005% из-за низкой ударной вязкости.

Основными причинами низких и нестабильных значений долговременной прочности при 650°C после стандартной термообработки является снижение содержания бора до 0,0025%. Хотя такие случаи были редкими, это происходило, потому что стержни из сплава ЭИ698 плавились и поставлялись с содержанием бора не более 0,005% на протяжении по крайней мере 30 лет. Бор, церий и другие технологические добавки, вводимые в металл в проектных количествах, не контролировались химическим анализом в соответствии со спецификацией.

Проблема низкой ударной вязкости стала актуальной, когда содержание бора в поставляемом металле было увеличено до не более 0,008% вместо традиционных не более 0,005%.

Ниже описано влияние бора на структуру и все контролируемые свойства ковок дисков из сплава ЭИ698ВД при изменении содержания бора от 0,0017 до 0,01% в отдельных раскатах после того, как проектное количество бора было увеличено с не более 0,005% до не более 0,008% в соответствии с новой спецификацией на поставляемый металл.

В ходе исследования было обнаружено, что увеличение содержания бора в сплаве ЭИ698ВД ведет к изменению структуры и свойств ковок. Особое внимание было уделено влиянию бора на микроструктуру, ударную вязкость и долговременную прочность сплава.

Типичная структура межзеренного разрушения с вторичными трещинами на образцах ударного испытания с KCU = 0,30 – 0,40 МДж/м² ковок (партий металла) с содержанием бора 0,009 – 0,01%, увеличение 50x

Экспериментальные результаты показали, что при увеличении содержания бора в сплаве улучшается ударная вязкость и долговременная прочность ковок дисков. Однако, при слишком высоком содержании бора (более 0,008%) наблюдались нежелательные эффекты, такие как ухудшение свариваемости и усталостных характеристик.

Выводы, сделанные в рамках изучения влияния карбидов брома на механические свойства, позволяют определить оптимальное содержание бора в сплаве ЭИ698ВД, которое обеспечивает достижение необходимых свойств и характеристик ковок дисков и других высоконагруженных деталей авиационных двигателей. Таким образом, рекомендуется контролировать содержание бора в сплаве на стадии плавки и поставки металла для обеспечения стабильности и предсказуемости свойств готовых изделий.

Заключение

Изучение кластеров карбидов и боридов на широких границах зерен в литейных материалах является важным аспектом материаловедения и металлургии. Понимание механизмов образования таких кластеров и их влияния на свойства материалов может способствовать разработке новых сплавов и технологий обработки с улучшенными характеристиками.

About the author

7 комментариев

  • Очень интересной информацией, связанной с кластерами карбидов и боридов, является то, что они могут использоваться для улучшения механических свойств материалов, используемых в производстве автомобилей и самолетов. Благодаря своей высокой твердости, кластеры карбидов и боридов повышают износостойкость и прочность материалов, что делает их более долговечными и надежными в экстремальных условиях эксплуатации. Кроме того, эти кластеры широко используются в производстве инструментов и режущих кромок, так как могут выдерживать высокие температуры и износ без потери своих свойств.

    • Кластеры карбидов и боридов повышают износостойкость и прочность материалов, делая их более долговечными и надежными (100 символов)

  • Интересным фактом о кластерах карбидов и боридов является то, что они могут использоваться в качестве катализаторов для химических процессов, таких как превращение углеводородов в топливо. Кроме того, исследования показали, что добавление кластеров карбидов и боридов в материалы может улучшить их электрические свойства, такие как удельное сопротивление. Это открывает новые возможности для использования этих кластеров в электронике и электротехнике.

  • Интересно отметить, что кластеры карбидов и боридов могут образовываться не только в литейных материалах, но и в различных инженерных материалах, таких как сплавы, металлические покрытия и композитные материалы. Их присутствие может быть как желательным, так и нежелательным, в зависимости от заданных свойств материала. Кроме того, исследования кластеров карбидов и боридов имеют большое значение для разработки новых инженерных материалов с улучшенными свойствами.

  • Интересно отметить, что не только кластеры карбидов и боридов, но и другие микроструктурные элементы, такие как зеренные границы, могут значительно повлиять на свойства материалов. Также стоит упомянуть, что кластеры карбидов и боридов могут образовываться как при производстве литейных материалов, так и в процессе их эксплуатации, например, в результате высокотемпературной окислительной коррозии. Поэтому изучение микроструктуры и ее изменений является важным направлением в исследовании материалов для различных промышленных и научных приложений.

  • Кластеры карбидов и боридов также могут влиять на поведение материала при высоких температурах, поскольку некоторые из них имеют высокую термическую стабильность. Исследования показали, что наличие кластеров карбидов и боридов может увеличить температуру плавления материала и улучшить его термическую стойкость. Кроме того, эти кластеры обнаружены не только в литейных материалах, но также в других металлических материалах, таких как стали и сплавы, используемые в авиационной и автомобильной промышленности.

  • Статья представляет интерес для металлургов и материаловедов, так как описывает возникновение кластеров карбидов и боридов на широких границах зерен литейных материалов и их влияние на свойства материала. Однако, не хватает подробностей о методах идентификации кластеров и их точном влиянии на свойства материала. Ссылка на сайт формдок позволяет получить больше информации на эту тему.

By admin